Социально-коммуникативное развитие дошкольника

Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений.

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

  • несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
  • произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
  • отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»


  1. Содержание психолого-педагогической работы по реализацииобразовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

    Рассмотрим содержание психолого-педагогической работы по каждой из задач Социально-коммуникативное развитие направлено:

    1. на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
      • воспитывать любовь и уважение к малой Родине, к родной природе, к отечественным традициям и праздникам и представление о социокультурных ценностях нашего народа;
      • воспитывать уважение и интерес к различным культурам, обращать внимание на отличие и сходство их ценностей;
      • уважать права и достоинства других людей, родителей, пожилых, инвалидов;
      • формировать представление о добре и зле, способствовать гуманистической направленности поведения;
      • знакомить детей с поступками людей, защищающих и отстаивающих ценности жизни, семьи, отношений товарищества, любви и верности, созидания и труда;
      • расширять представления о своем родном крае, столице своей Родины, ее символикой;
      • формировать позицию гражданина своей страны;
      • формировать оценку нравственных понятий с целью педагогического воздействия художественного слова на детей, получения первичных ценностных представлений о понятиях;
      • совершенствовать свои эмоционально-положительные проявления в сюжетно-ролевых играх;
      • поощрять участие в сюжетно-ролевых играх, отражая замысел игры, эмоциональные и ситуативно-деловые отношения между сказочными персонажами и героями; отражать социальные взаимоотношение между людьми в соответствии с их профессиональной деятельностью.
    2. развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
      • обеспечивать взаимодействие с детьми, способствующее их эмоциональному благополучию;
      • создавать общую атмосферу доброжелательности, принятия каждого, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания;
      • создавать условия для общения со старшими и младшими детьми и людьми пожилого возраста;
      • обеспечивать одинаковое отношение ко всем участникам совместной игры, общения;
      • удовлетворять потребности каждого ребенка во внешних проявлениях, симпатии к нему лично;
      • предотвращать негативное поведение, обеспечивающее каждому ребенку физическую безопасность со стороны сверстников;
      • знакомить с нормативными способами разрешения конфликтов;
      • формировать представления о положительных и отрицательных действиях детей и взрослых и отношения к ним
    3. развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
      • вызывать чувство сострадания к тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию, нуждается в помощи, испытывает боль, тревогу, страх, огорчение, обиду, терпит нужду и лишения;
    4. формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
      • содействовать становлению социально-ценностных взаимоотношений, доброжелательных и равноправных отношений между сверстниками;
      • создавать условия для принятия конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
      • закреплять умение действовать по правилам игры, соблюдая ролевые взаимодействия и взаимоотношения;
    5. формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
      • стремиться к установлению доверительных отношений с детьми, учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения своей несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывть сложных и непонятных действий, при взаимодействии находиться на уровне глаз ребенка, стараться минимально ограничивать его свободу, поощрение и поддержку использовать чаще, чем порицание и запрещение;
      • закладывать групповые традиции, позволяющие учитывать настроения и пожелания детей при планировании жизни группы в течение дня;
    6. становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
      • совершенствовать самостоятельность в организации досуговой деятельности;
      • - формировать умение выбора правильного решения, обосновывая свои действия (свой выбор) путем установления причинно-следственной зависимости между событиями и природными явлениями.
    7. формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
      • прививать знания основ безопасности;
      • формировать чувство осторожности, развивать умения соблюдать осторожность при работе с острыми предметами; оберегать глаза от травм во время игр и занятий;
      • объяснять важность хорошего освещения для сохранения зрения;
      • приучать к соблюдению осторожности при встрече с незнакомыми животными;
      • предупреждать об опасности приема лекарственных препаратов, и свойствах ядовитых растений, игр с огнем, аэрозольными баллончиками;
      • обогащать представления детей об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и знакомить со способами поведения в них;
      • добиваться выполнения правил дорожного движения.
    8. 2.Виды деятельности для реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

      Содержание психолого-педагогической работы реализуется в различных видах совместной и самостоятельной деятельности

      Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

      • Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
      • Изобразительная деятельность - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
      • Предметная деятельность – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
      • Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
      • Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
      • Проектная деятельность – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
      • Конструирование – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

      Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.

      3. Направления реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

      Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4-х направлениях. Остановимся на каждом из этих направлений немного подробнее.

      1. Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей
        Игра – в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
        Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Игра ребенка - это жизненная лаборатория.
        Игры у детей дошкольного возраста очень разнообразны. Немного остановимся на сюжетных самодеятельных играх:
        Поскольку Сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации.
        Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все «как будто», «понарошку». Но при этом как деятельность такие игры предъявляют к ребенку ряд требований, способствующих формированию психических новообразований. К основе метода руководства сюжетноролевой игрой предъявляются определенные требования:
        • воспитатель должен играть вместе с детьми;
        • на каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры;
        • на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.

        Также необходимо применять комплексный метод руководства игрой, который заключается в оказании педагогической поддержки сюжетных игр и обеспечении педагогических условий развития игры.
        Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития. Игра — это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.

      2. Следующим направлением реализации ОО «Социальнокоммуникативное развитие» является патриотическое воспитание.
        В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа.
        Задачи патриотического воспитания.
        • Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
        • Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
        • Воспитывать уважение к труду;
        • Развивать интерес к русским традициям и промыслам;
        • Формировать элементарные знания о правах человека;
        • Расширять представления о городах России;
        • Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
        • Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
        • Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
          Компоненты патриотического воспитания
          Содержательный (представления ребенка об окружающем мире)
        • О культуре народа, его традициях, творчестве
        • О природе родного края и страны и деятельности человека в природе Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках
        • О символике родного района, области и страны (герб, гимн, флаг)
        • Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру)
        • Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому
        • Интерес к жизни родного города и страны
        • Гордость за достижения своей страны
        • Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому
        • Восхищение народным творчеством
        • Любовь к родной природе, к родному языку
        • Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде
        • Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности)
        • Труд;
        • Игра;
        • Продуктивная деятельность;
        • Музыкальная-творческая деятельность;
        • Познавательная деятельность.
        • работе по патриотическому воспитанию необходимо учитывать следующие принципы:
          • Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
          • Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
          • Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
          • Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
          • Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду). Условия патриотического воспитания Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему родному краю - Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов)- тематический блок, тема; - интеграция условий реализации содержания образования
            • технологии по патриотическому воспитанию;
            • формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;
            • интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;
            • предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы.
      3. Следующее направление реализации ОО «Социальнокоммуникативное развитие» является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
        Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми
        Задачи.
        • Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
        • Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
        • Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
        • Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
        • Воспитание навыков безопасного поведения дошколят осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми. Данная работа проводится через:
          • организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
          • совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
          • свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

        Основная цель работы - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе), от умения предвидеть и избежать возможную опасность. «Одно из важных правил, которое усваивают дети в процессе такой работы – как вести себя в экстремальных ситуациях (при пожаре; во время грозы или града; при угрозе похищения незнакомцем; в ситуациях «один дома»)»

      4. Четвертое направление работы – трудовое воспитание Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности.
        Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.
        Задачи трудового воспитания
        • Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и стремление оказать помощь;
        • Развивать трудовые навыки, совершенствовать их, и постепенно увеличивать содержание трудовой деятельности;
        • Формировать у детей положительные личные качества, такие, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость;
        • Развивать навыки организации работы;
        • Воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.

      Выводы.
      Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

      Постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем направлениям данной образовательной области способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и  самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.